Родителям

Загрузка ...

 

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ ФИЗИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ

НАПОМИНАНИЯ РОДИТЕЛЯМ

 

Знаете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают эффективным такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.

Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.

Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.

Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:

Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого отношения».

Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь».

Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему». и Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».

Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».

Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»

Если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.


МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

 

Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения следующая: ситуация-мысли-чувства-действия.

 

1. Ситуация. Причины

Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:

 

2. Мысли

Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а я таким, каким они себе его воображаю Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут неправильным реакциям наповедению своего, а не идеального ребенка.

 

3. Чувства

Отрицательные чувства родителей раздражение, гнев, ярость, - если с ними не справиться, приводят к действиям.(физическому наказанию).

 

4. Действия

Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.

 

Эту цепь родители могут прервать на любом этапе.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

1. На уровне ситуации

Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести ceбя неправильно.

Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделить ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним, поговорите. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).

 

2. На уровне мыслей и образов

• Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».

Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет; тогда она сама сможет оценить степень опасности.

 

• И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут.

Пример: ребенок обманывает.

Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном и у него должны быть причины для обмана.

 

3. На уровне чувств

Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании.

Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет».

Предложение: используйте те приемы самоуспокоения, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.

 

4. На уровне действий

Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.

Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не испробовали.

 

ВНИМАНИЕ!

Перед тем, как взяться за ремень, не действуйте сгоряча, подумайте:

 • отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?

 • не требуете ли вы от него слишком многого?

 • может быть, поступок ребенка, за который его наказывают, - это сигнал тревоги, говорящий, что он попал в трудную ситуацию?

 • можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию?

 

РОДИТЕЛЯМ

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве, является положение о том, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка; согласно Семейному Кодексу РФ это называется родительскими правами.

Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет (совершеннолетия), а так же при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

 

Родители имеют право:

 

Родители обязаны:

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства может немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы уголовной ответственности родителей:

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а так за вред, причиненный малолетними детьми (до14 лет).