Использование айкидо в физкультурно-оздоровительной работе с детьми, имеющими нарушения зрения
Весной 2016 года Федерация айкидо «Айкикай» Саратовской области инициировала в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г. Саратова» проект –айкидо для детей с нарушениями зрения. Администрация школы-интерната в лице директора Шустера Н. Н, педагоги и родители обучающихся поддержали идею укрепления здоровья детей с ОВЗ и увеличения их двигательной активности посредством нетрадиционных физических методик. Техническим исполнителем стал президент федерации айкидо Петров С.А., инструктор с 25-летним стажем преподавания айкидо, магистрант кафедры дефектологии СГУ.
Специализация школы-интерната АОП № 3 г. Саратова - обучение детей с нарушением зрения. Двигательная активность детей с нарушениями зрения снижена из-за медицинских ограничений по физической нагрузке. Более 90% учащихся школы относятся к специальной медицинской группе занятий по физической культуре. Для них дефицит движения многократно возрастает, так как эти дети отличаются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, недостаточной ловкостью и точностью выполнения движений. При этом темп выполнения движений снижен. Поэтому развивать таких детей физически очень важно.
Чем больше дети приобретут различных двигательных навыков, тем выше будет уровень их физической подготовленности. У них будут развиваться сила, быстрота, гибкость, выносливость, координация движений. Они будут лучше ориентироваться в пространстве. Все эти физические качества необходимы в жизни любому человеку, а незрячему особенно.
Занятия по айкидо прекрасно подходят для решения таких задач. Айкидо - это современное боевое искусство, технически состоящее из болевых воздействий на суставы и различных методов выведения и сохранения баланса. Однако неадаптированный вариант занятий, практикуемый в подавляющем большинстве случаев, для детей с ОВЗ не подходит. Полный цикл тренировок по айкидо для детей с нарушениями зрения недопустим. Для них при занятиях физической культурой приоритетным является сохранение и улучшение состояния зрения. Айкидо как несоревновательная дисциплина допускает широкое изменение методологии преподавания с учетом возможностей конкретного занимающегося.
Для определения границ изменений методологии преподавания были изучены научные публикации по тематике воздействия физических нагрузок на человека при различных заболеваниях органов зрения. Проведены консультации со специалистами:
- Барановым А.В., к.м.н., заведующим детским офтальмологическим отделением больницы им. Раухфуса, г.Санкт-Петербург,
- Петровой Е.А., врачом-судмедэкспертом, Саратовского бюро судебной медицинской экспертизы,
- Мясниковой Л.В., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры коррекционной педагогики СГУ,
- Кристианом Тисье, 8 дан айкидо, г. Париж,
- Паскалем Гийманом, 6 дан айкидо, г. Марсель.
В результате проведения консультаций и собеседований, комплексного изучения специальной литературы была построена следующая концепция тренировочного процесса:
1. Невысокая степень физической нагрузки с контролем числа сердечны сокращений не более 120 ударов в минуту.
2. Исключение или изменение технических элементов, приводящих к линейным и угловым ускорениям головы.
При планировании работы также учитывалось, чтобы во время занятий физические нагрузки были соразмерны тем нагрузкам, которые дети испытывают в повседневной жизни.
В сентябре 2016 года на базе кабинета ЛФК школы-интерната начались тренировки. Тренировочные занятия проводились инструктором преподавания айкидо ПетровымС.А.
Тренировочный процесс проходил под наблюдением преподавателей физической культуры школы Машенцевой Т.В. и Шахминой Е.Н. Влияние тренировок на состояние здоровья контролировали врач-педиатр школы и офтальмолог.
Дети, занимающиеся в группе, ознакомились с методами безопасных падений, различными перемещениями, используемыми в айкидо, получили представление о способах освобождения от захватов и методов перемещения в критической ситуации. Они смогли улучшить свое физическое состояние. Немаловажным явился и тот факт, что у ребят повысилась мотивация к изучению физики, биологии, других предметов, которые активно и наглядно используются для освоения техник айкидо.
Такой подход к организации тренировок позволяет тщательно контролировать физическое состояние занимающихся и не допускать превышения предельно установленных нагрузок, а также осуществлять тренировку в комфортных условиях, к которым дети привыкли, занимаясь на уроках физической культуры и ЛФК.
Проводимый в процессе тренировок мониторинг позволяет проанализировать результаты работы и использовать данный материал для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.
Результатом обработки полученных данных стала статья Петрова С.А., Машенцевой Т.В. и Шахминой Е.Н. «Айкидо для детей с ОВЗ (на примере работы с детьми с патологией зрения)»
Петров С.А.,президент федерации айкидо, инструктор преподавания айкидо:
Занятия айкидо меняют человека. По мере занятий появляются навыки сохранения равновесия, улучшается пространственная ориентация и ощущения собственного тела. А простые ,но не менее эффективные навыки самообороны позволяют чувствовать себя комфортно и в обычной жизни, и в экстремальных ситуациях.
Изучение сложно-координационных действий устанавливает новые нейронные связи и улучшают работу мозга. Все эти положительные моменты закономерно проявились и при проведении занятий в школе. Особенно заметна положительная динамика у максимально мотивированных ребят. Ксения П., Даша С., Олег Д., Валерия Б. из 9 «А» класса и Ермек С. из 7 «В» класса уверенно выполняют технические элементы, двигаются более координировано, лучше контролируют окружающее пространство.
Машенцева Т.В., учитель физической культуры высшей квалификационной категории:
Специфические техники айкидо вызвали большой интерес у детей. Систематические занятия показали положительную динамику в освоении детьми основных движений и в развитии физических качеств. Упражнения активизировали мышечно-суставную чувствительность. А это является преобладающим в управлении движениями.
Воспитанники школы-интерната получают большое удовольствие от тренировок. В процессе занятий айкидо они получают положительные эмоции, закрепляют отработку движений на координацию, равновесие, ориентировку в пространстве. Тренировки способствуют снижению психоэмоционального напряжения, его оздоровлению и поддержанию общей работоспособности, повышают мотивацию к учебе. А ещё учат быть в гармонии со своим внутренним миром.
Материал подготовлен
методическим объединением
учителей физической культуры