Использование айкидо в физкультурно-оздоровительной работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Загрузка ...

   Весной 2016 года  Федерация  айкидо «Айкикай»  Саратовской области инициировала  в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г. Саратова»  проект –айкидо для детей с нарушениями зрения. Администрация   школы-интерната  в лице  директора Шустера Н. Н, педагоги и родители обучающихся   поддержали   идею укрепления здоровья детей  с ОВЗ и  увеличения их двигательной активности  посредством нетрадиционных физических  методик. Техническим  исполнителем стал президент федерации айкидо Петров С.А., инструктор с 25-летним стажем преподавания айкидо, магистрант кафедры дефектологии СГУ.

          Специализация школы-интерната  АОП № 3 г. Саратова - обучение детей с нарушением  зрения. Двигательная активность детей с нарушениями зрения снижена  из-за медицинских ограничений по физической нагрузке. Более 90% учащихся школы  относятся к специальной медицинской группе занятий по физической культуре.  Для них дефицит движения  многократно возрастает, так как эти дети  отличаются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, недостаточной ловкостью и точностью выполнения движений. При этом темп выполнения движений снижен. Поэтому  развивать таких детей физически очень важно.

    Чем больше дети приобретут  различных двигательных навыков, тем выше будет уровень их  физической подготовленности. У них будут развиваться сила, быстрота, гибкость, выносливость, координация движений. Они будут лучше ориентироваться в пространстве. Все эти физические качества необходимы в жизни любому человеку, а незрячему особенно.

    Занятия по айкидо прекрасно подходят для решения таких задач.  Айкидо - это современное боевое искусство, технически состоящее из болевых воздействий на суставы  и различных методов выведения  и сохранения баланса. Однако неадаптированный вариант занятий, практикуемый в подавляющем большинстве случаев, для детей с ОВЗ не подходит. Полный цикл тренировок по айкидо для детей с нарушениями зрения недопустим. Для них при занятиях физической культурой приоритетным является сохранение и улучшение состояния зрения. Айкидо как несоревновательная дисциплина допускает широкое изменение методологии  преподавания с учетом возможностей конкретного занимающегося.

    Для определения границ изменений методологии преподавания были изучены научные публикации по тематике воздействия  физических нагрузок на человека при различных заболеваниях органов зрения.   Проведены консультации со специалистами:

      В результате проведения консультаций и собеседований, комплексного изучения специальной литературы была построена  следующая концепция тренировочного процесса:    

 1.  Невысокая степень физической нагрузки с контролем числа сердечны сокращений не более 120 ударов в минуту.   

 2.   Исключение или изменение технических элементов,  приводящих  к линейным и угловым ускорениям головы.

   При планировании работы также учитывалось, чтобы во время занятий физические нагрузки были соразмерны  тем нагрузкам, которые дети испытывают в повседневной жизни.

     В сентябре  2016 года на базе кабинета ЛФК школы-интерната  начались тренировки.  Тренировочные занятия  проводились инструктором преподавания айкидо ПетровымС.А.

  

 Тренировочный процесс проходил под наблюдением преподавателей  физической культуры школы         Машенцевой Т.В. и  Шахминой Е.Н. Влияние тренировок на состояние здоровья контролировали врач-педиатр школы и офтальмолог.   

    Дети, занимающиеся в  группе, ознакомились с методами безопасных падений, различными перемещениями, используемыми в айкидо, получили представление о способах освобождения от захватов и методов перемещения в критической ситуации. Они смогли улучшить свое физическое состояние. Немаловажным явился и тот факт, что у ребят повысилась  мотивация к изучению физики,  биологии, других  предметов, которые активно и наглядно используются для освоения  техник айкидо.

      Такой подход к организации тренировок позволяет тщательно контролировать физическое состояние занимающихся и не допускать  превышения предельно установленных нагрузок, а также осуществлять тренировку в комфортных условиях, к которым дети привыкли, занимаясь на уроках физической культуры и ЛФК. 

                Проводимый  в процессе тренировок мониторинг позволяет проанализировать результаты  работы и использовать данный материал для планирования дальнейшей  коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

         

 

       

           

       Результатом обработки полученных данных стала  статья Петрова С.А., Машенцевой Т.В. и Шахминой Е.Н. «Айкидо для детей с ОВЗ (на примере работы с детьми с патологией зрения)»

Петров С.А.,президент федерации айкидо, инструктор  преподавания айкидо:

            Занятия айкидо меняют человека. По мере занятий  появляются навыки сохранения равновесия, улучшается  пространственная ориентация и ощущения собственного тела. А простые ,но не менее эффективные навыки самообороны позволяют чувствовать себя комфортно и в обычной жизни,   и в экстремальных ситуациях.

Изучение сложно-координационных действий устанавливает новые нейронные связи и улучшают работу мозга. Все эти положительные моменты закономерно проявились и при проведении занятий в школе. Особенно заметна положительная динамика у максимально мотивированных ребят. Ксения П., Даша С., Олег Д., Валерия Б. из 9 «А» класса и Ермек С. из 7 «В» класса  уверенно выполняют технические элементы, двигаются  более координировано,    лучше контролируют  окружающее пространство.

Машенцева Т.В., учитель физической культуры высшей квалификационной категории:

         Специфические техники айкидо вызвали большой интерес у детей.  Систематические занятия  показали  положительную динамику  в освоении детьми основных движений и в  развитии физических качеств. Упражнения активизировали  мышечно-суставную чувствительность. А это  является преобладающим в  управлении движениями.  

         Воспитанники школы-интерната получают большое удовольствие от тренировок. В процессе занятий айкидо они получают  положительные эмоции, закрепляют отработку  движений  на координацию, равновесие, ориентировку в пространстве. Тренировки способствуют  снижению психоэмоционального напряжения, его оздоровлению и поддержанию общей работоспособности, повышают мотивацию к учебе. А ещё учат быть в гармонии со своим внутренним миром.

Материал подготовлен

 методическим объединением

 учителей физической культуры