Апробация ФГОС НОО ОВЗ
Виды апробируемых стандартов: стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения), стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью.
Ответственный за апробацию: Емелина Лариса Сергеевна, заместитель директора по УВР, Emelina-ls@yandex.ru, тел: 8 927 220 50 52
Численность, структура контингента с ОВЗ и формы обучения:
Количество детей с ОВЗ по нозологиям | Форма обучения | |||
Очная | Очно/заочная | Заочная | ||
С нарушением слуха | 4 | 3 | 1 | |
С нарушением зрения | 131 | 131 | ||
С нарушением речи | 20 | 20 | ||
С нарушением опорно-двигательного аппарата | 93 | 93 | ||
С задержкой психического развития | 2 | 2 | ||
С нарушением интеллекта | 41 | 37 | ||
С расстройством аутистического спектра | 3 | 1 | 2 | |
С соматическими заболеваниями | 150 | 147 | 3 | |
ВСЕГО | 150 | 147 | 3 |
Количественный и качественный состав специалистов (педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и др.), обеспечивающих обучение и сопровождение детей с ОВЗ:
Показатель | Кол-во | % от общей числен-ности | |
Всего педагогических работников | 70 | ||
Укомплектованность штата педагогических работников % | |||
Наличие вакансий (указать должности) | |||
Образовательный уровень педагогических работников | Высшее образование | 59 | 84% |
из них: дефектологическое образование | 14 | 20% | |
Среднее профессиональное | 11 | 15,7% | |
из них: получают высшее образование | 1 | ||
Повышение квалификации за учебный год, последние 5 лет по тематике обучения детей с ОВЗ | 48 | 68,5% | |
Квалификационная категория | высшая | 24 | 34% |
первая | 21 | 30% | |
без категории | 25 | 35,7% | |
Структура педагогического коллектива по должностям | учитель | 53 | 75,7% |
учитель-дефектолог | 2 | 2,8% | |
учитель-логопед | 2 | 2,8% | |
социальный педагог | 1 | 1,4% | |
педагог-психолог | 2 | 2,8% | |
воспитатель ГПД | 22 | 31,4% | |
методист | - | ||
педагог-организатор | - | ||
музыкальный руководитель | 1 | 1,4% | |
педагог дополнительного образования | 2 | 2,8% | |
инструктор по физическому воспитанию | 1 | 1,4% | |
заместитель директора | 4 | 5,7% | |
методист | - | ||
…. | |||
Имеют государственные, ведомственные награды, почетные звания | 4 | 5,7% | |
Имеют грамоты и благодарственные письма Министерства образования и науки РФ | 1 | 1,4% |
Характеристика материально-технических условий для обеспечения обучающихся с ОВЗ:
В настоящее время в школе-интернате обучается 150 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 48 слепых, 91 слабовидящий. Из общего количества обучающихся 53 чел. имеют комплексные нарушения развития.
На территории школы-интерната (общая площадь – 10494 кв.м.) расположены: 2-х этажное здание учебного корпуса (1316,3 кв.м.), 3-х этажное здание спального корпуса (2696,2 кв.м.) и хозблок (296кв.м).
С целью создания условий для образования детей-инвалидов в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» были реконструированы лестницы, входная группа, проведен ремонт в санитарно-гигиенических помещениях, в коридорах установлены разноуровневые поручни. Выделено место для стоянки автотранспортных средств для инвалидов. Для тотально слепых обучающихся текстовая информация выполнена рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В современном образовательном учреждении созданы все условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий. В школе работают 70 педагогов, из них 14 имеют дефектологическое образование, а 5 педагогов обучаются заочно на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии. Педагоги школы-интерната принимают активное участие в работе научно-практических конференций и семинаров различных уровней, опыт работы представлен в сборнике научных статей «Совершенствование содержания и технологий образования лиц с ОВЗ».
Контроль за здоровьем обучающихся школы осуществляет врач-педиатр и медицинская сестра. Постоянный контроль за соблюдением режима зрительной и физической нагрузок, проверка остроты зрения и проведение медикаментозного и аппаратного лечения осуществляет окулист и сестра ортоптистка. Кабинет окулиста оснащен новыми приборами для лечения глазных болезней.
В школе имеются хорошо оснащенные учебные кабинеты: биологии, лингафонный кабинет изучения иностранного языка, компьютерный класс, кабинет эстетического воспитания и музыки, трудового обучения, спортивный зал и зал лечебной физкультуры, актовый зал. Оборудование учебных помещений, подбор учебной мебели и ее расстановка, использование учебных досок соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. В 2015-2016 учебном году была приобретена новая ученическая мебель: ученические столы регулируемые по высоте и наклону столешницы с закругленными углами, ученические стулья, шкафы для пособий и для одежды, ученические доски.
Учебные кабинеты для начальной школы сгруппированы отдельно от учебных помещений для обучающихся 5-12 классов и оборудованы современными техническими средствами: интерактивными досками, проекторами, моноблоками, электронными лупами, копировальной техникой, есть принтеры для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля. В каждом кабинете есть выход в интернет, что позволяет широко использовать электронные ресурсы в образовательной деятельности. Свободный доступ в интернет, электронный дневник, обмен информацией между родителями и преподавателями, воспитанниками и преподавателями – все это неотъемлемые части образовательного процесса.
Библиотечный фонд школы-интерната включает в себя учебники, учебно-методические пособия и художественную литературу:
- учебная рельефно-точечным шрифтом – 3652
- учебники плоскопечатным шрифтом – 1183
- художественная литература – 7765
- методические пособия – 942
Формирование фонда учебников осуществляется в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все обучающейся начальной школы обеспечены учебниками в полном объеме.
Зона отдыха оснащена игровым и спортивным оборудованием в соответствии с росто-возрастными особенностями детей. Площадка для подвижных игр оборудована малыми архитектурными формами, беседками, скамейками, столами. На спортивной и игровой площадках имеется бесшовное, травмобезопасное резиновое покрытие безвредное для здоровья человека.
Для обучающихся, проживающих в интернате, имеется 13 спальных помещений. Дети обеспечиваются 5-ти разовым питанием, занятия проводятся в одну смену.
Практически все учащиеся школы-интерната охвачены внеурочной деятельностью, некоторые посещают по 2-3 кружка. В школе работает 27 кружков по 8 направлениям:
1. Художественно-эстетическое.
Кружок «Вдохновение», Театральная студия «Маски»
2.Естественно-научное.
В этом направлении работает 2 кружка:
Экологический «Эколюдики», совместно с областным экологическим центром.
«Живая планета»
3.Музыкальное.
Работают кружки по обучению игре на гитаре, фортепиано, баяну.
Эстрадная группа «Ветер перемен»
Хоровая группа «Пересвет»
4. Литературное.
В школе-интернате при помощи областной библиотеки для слепых работает кружок «Школа юных журналистов»,
Кинозал «Большая перемена»
5.Декоративно-прикладное.
Работают творческие мастерские по квилингу, торцеванию, изготовлению поделок из природного материала.
Бумаготерапия, Мастерская «Калейдоскоп», Бисероплетение, «Красивое мыло своими руками», «Госпожа Пуговица»,
Художественная аппликация
6.Духовно-нравственное.
Воскресная школа. В соответствии с программой взаимодействия с религиозными и православными организациями, дети по своему желанию приобщаются к духовным ценностям, участвуют в проведении православных праздников, концертах духовной музыки.
7.Информационно – пропагандистское
ЮИД
8.Спортивное.
По этому направлению работает 8 кружков:
Голбол, Дзюдо, Пулевая стрельба, «Тенебиль».
Школа шахматной игры,
Учимся играть в шашки,
Лыжная секция
В школе работает экологический театр
Воспитанники школы-интерната являются призерами различных конкурсов и фестивалей регионального, всероссийского и международного уровней.
С 15 января 2015 года на базе школы-интерната открыто дошкольное отделение, где воспитывается 10 детей. В помещениях дошкольного отделения произведен капитальный ремонт всех внутренних помещений с заменой оконных проемов, системы отопления, приобретена современная мебель, компьютерное и техническое оборудование, спортивный инвентарь. Благоустроена прилегающая территория: площадка для детей дошкольного возраста, установлены прогулочные веранды, спортивные комплексы. Режим дня отличается гибкостью, учитывает возрастные и физиологические особенности детей. Оборудованы игровые комнаты, кабинеты тифлопедагога, логопеда и педагога-психолога. Большой опыт работы педагогов позволяет найти подход к каждому ребенку и организовать занятия по индивидуальной программе. Педагогический процесс обеспечивают специалисты: тифлопедагог, учитель-логопед, учитель-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, воспитатели.