Меню

История школы

 

121 год назад была открыта школа для слабовидящих  и незрячих детей в  городе  Саратове. Она была основана в 1893 году.

Организаторами и руководителями нашей  школы  были: саратовский фабрикант Медведев, генеральша Первухина, чиновник Коробков, генеральша Весёлкина.

Дом, в котором открылась школа, был подарен когда-то обществу Красного Креста купчихой Поздеевой специально под богоугодное заведение. В это время Саратовская школа называлась не школой, а училищем слепых.

В первые 4 года, т.е с 1893 по 1897 в школе обучалось всего 8 человек, из которых 5 учеников были из сельской местности и 3 ученика – городские жители.

Первым руководителем и учителем школы была Гололобова Надежда Ивановна, жительница Саратова, получившая специальное образование в Петербурге для работы с незрячими.

В 90-х годах количество учащихся постепенно увеличивалось.

В 1896 году в школе было введено преподавание музыки, класс рояля вела княгиня Кропоткина Ольга Семёновна, ученица композитора Рубенштейна Антона Григорьевича. На скрипке воспитанников обучал учитель музыки Цедлер Эмилий Николаевич.

В 1897 году Саратовская купчиха Чирихина Анна Васильевна подарила под школу дом на улице Мало-Сергиевской, ныне угол улиц Московской и Мичурина.

Анна Васильевна была введена пожизненно почётным членом попечительского совета.

В новом здании школы под руководством Медведева были открыты две мастерские по плетению корзин и сидений для венских стульев. Первым руководителем мастерских был Раков Сергей Андреевич.

Первый выпуск воспитанников состоялся в 1903 году. Количество учащихся достигло 20 человек, в 1916 году – 35 человек. Некоторые ученики платили по 150-300 рублей в год за обучение.

Интересно вспомнить имена первых выпускников. В 1903 году окончившими её были:

Мякушин Лука Иванович,

Панков Степен Тимофеевич,

Кудряшов Ионикий Андреевич,

Гришин Василий Михайлович,

Горелов Михаил Карпович,

Лушников Алексей Афанасьевич и многие другие.

Эти люди честно и успешно трудились на благо своей Родины.

Несмотря на тяжёлые годы гражданской войны,  школа работала и обеспечивала обучение и воспитание под руководством Рождественского  Степана Константиновича, который впоследствии стал инспектором. В 1922 году заведующим школы был назначен Шамарин Пётр Иванович, активный и образованный человек.

В этот период школа переехала  из дома пожертвованного Чирихиной, на Провиантскую улицу, дом № 21.

В 1942 году по решению органов народного образования школа преобразовалась из семилетней в среднюю школу, в ней был открыт 9 класс.

В 1949 году два воспитанника школы за отличное знание и поведение были награждены медалями: Померанцев – золотой, Савченко – серебряной.

В 1950 году награждены медалями: золотой – Ладенко и Кузнецов, серебряной – Храбрый и Халуентов.

С 1945 – 1953 года золотой и серебряной медалью награждены 12 человек. Все они продолжали своё образование в ВУЗах различных городов страны.

Через нашу школу много прошло эвакуированных детей, которых школа встречала как родных. Заниматься приходилось в очень трудных условиях. Все классы собирались в одном месте, так как топлива на всё здание не хватало, но несмотря на это, дети участвовали в бытовой и хозяйственной жизни школы и шефствовали над госпиталем, обучая военноослепших  брайлевскому шрифту.

За добросовестный труд в годы войны многие учителя награждены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", а учителя Бессонов, Скородумов, воспитатель Лопашов и другие ушли на фронт. В школе, как и сейчас, работал шахматный кружок под руководством Любовенко И.И. Шахматистов, имеющих разряды было 42 человека, а игравших в шахматы насчитывалось более 60-и человек. Хорошо также работал драматический кружок, который работает и сейчас. Тогда им руководил артист ТЮЗа Яканин.

В 1984 году школа переехала на улицу, Селекционный проезд дом № 3, а в 1993 году было закончено строительство спального корпуса. Школа приобрела собственный автотранспорт.

С 1990 года, почти все выпускники смогли поступить в ВУЗы и средние специальные учебные заведения.

В свободное время учащиеся посещают отдельные кружки. С давних пор одним из способов самовыражения является музыка. В школе для слабовидящих всегда дружили с музыкальным искусством. Особая гордость педагогов и учащихся представляет эстрадная группа "Ветер перемен", созданная в 1994 году. Её участники стали обладателями  дипломов лауреатов, различных грамот и памятных призов. Голоса солистов группы звучали не только в Саратовской области. Им внимал колонный зал дома Союзов в Москве.

 

Новейшая история школы

 

 

Представьте, сколько добра, света, теплоты, надежды унесли за эти годы в прекрасное будущее её выпускники. Каждый новый выпуск – отдельная ступенька в жизни человека и самой школы. Сколько таких ступенек? Много, получается большая лестница, ведущая к вершине жизненного пути незрячего человека.

Первый выпуск состоялся в далёком 1903-м году. Уже нет в живых тех воспитанников и воспитателей, но сохранился дух доброты, милосердия и огромной любви к детям. Архив сохранил некоторые моменты школьной жизни с первых дней до шестидесятилетнего юбилея. Хотя и эта эпоха нуждается в более детальном изучении, мы коснёмся новейшей истории существования школы, то есть современного этапа в её жизни и развитии.

Если семью называют маленькой ячейкой общества, то школа – маленькое государство, со своей конституцией, которой может служить устав, со структурой власти в лице директора, со своим народом, то есть учащимися. Любое нормальное государство гордится своими героями, так и наша школа гордится своими воспитанниками.

Новейшая история школы начинается с конца октября 1984-го года, когда «Долгожительница» сменила свой адрес на Селекционный проезд, дом номер 3. Нетрудно подсчитать, что в 2009-м году исполняется четверть века с момента переселения. Это своеобразный юбилей. Именно этот отрезок истории мы и хотим рассмотреть.

В начале восьмидесятых годов прошлого века здание школы на Вольской, дом 30 было признано аварийным, стали готовиться к переезду. Процесс длился около двух лет. Начало было положено при Чуксиной Галине Петровне, занимавшей пост директора школы с июня 1981-го года по август 1983-го года. Переезд, как оказалось, дело сложное и состоялся он только в 1984 году, уже при новом директоре, Бельской Тамаре Фёдоровне. Будучи деловым человеком и мудрым хозяйственником, она решилась на переезд, несмотря на все сложности пребывания детей в новом, почти неподготовленном для незрячего человека здании. В нём не было душевых кабин, отсутствовала горячая вода, классные комнаты соседствовали со спальными и так далее. Решаясь на это, Т.Ф. Бельская понимала, что это только первый шаг на пути абсолютно нового развития школы.

Наконец, около восьмидесяти учащихся, а именно столько тогда обучалось в школе, перебрались на новое место. Численность классов была на то время неполной, так например, вслед за девятым классом шёл не десятый, как полагается, а одиннадцатый, а ниже был не восьмой, а седьмой. Лишь с приходом на место директора в 1989-м году Будникова Николая Алексеевича, ситуация резко изменилась. Набор в школу стал более планомерным и продуманным. Школа зажила новой жизнью. Энергия нового директора казалась неиссякаемой. Иерархия классов стала не только стройной, но появились и параллели, чего никогда не было. Количество учащихся выросло вдвое и достигло к 1993-му году 165-ти человек.

Старое двухэтажное здание бывшей восьмилетней школы номер 35 явно не устраивало. И тогда с помощью невероятных усилий, каких, знает только сам Будников Николай Алексеевич, свершилось то, о чём мечтало не одно поколение жителей маленького государства – школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, был сдан новый трёхэтажный корпус, построенный на месте школьного футбольного поля. До сих пор кажется чудом то, что в такое сложное для России время, когда страна переживала экономический и политический кризис, Будникову удалось возвести новое здание и в сентябре 1993-го года ввести его в эксплуатацию. Это оказалось самым лучшим подарком к столетию школы. Дети стали жить и учиться в хороших условиях.

Старый и новый корпус отделяет небольшой дворик с лавочками. В октябре 2008-го года на территории школы была открыта спортивная площадка для подвижных игр. Николай Алексеевич Будников добился ввода спортплощадки вовремя, чтобы дети уже в этом году могли проверить возможности нового объекта в деле.

С первых своих шагов школа стала родным домом для множества незрячих, создавались условия не только для получения знаний, но и прививались трудовые навыки. Уже в начале двадцатого века, когда школа давала начальное образование, были созданы ремесленные мастерские, в которых незрячие учились ремеслу. Они занимались корзиноплетением, плетением сидений для венских стульев. С 1926-го года в школе была открыта щёточная мастерская, в которой дети не только получали трудовой навык, но и кое-какую прибыль. В послевоенное время, в 1949-м году школа меняет профильные ориентиры, именно тогда появляется музыкальный уклон. Работают кружки баяна, гармоники, фортепиано и духового оркестра. Существовал и шахматно-шашечный кружок, давший стране чемпиона России среди незрячих.

Эстафетная палочка внеклассной работы была успешно передана и новейшей истории развития школы. В 1985-м году в школу пришла Долгополая Галина Леонидовна. Вместе с ней ворвалась свежая струя – по имени Вязание. Географ по профессии, рукодельница по призванию, она организует кружок вязания на спицах. В него с большим удовольствием ринулись почти все старшеклассницы. Скоро уже свободное время старшеклассниц называлось просто Вязанием.

Но не одним вязанием славны дела школы нашей. Музыка остаётся тем лучиком для слепого человека, который ведёт его по жизни, и «Добрая долгожительница» не может быть в стороне. Всегда в интернате музыкальному воспитанию уделялось особое внимание. С самого начала существования интерната детей учили игре на фортепиано и баяне. Одно время в школе работала ученица великого Рубинштейна, княгиня Кропоткина Ольга Семёновна. А в 1925-м году Калентьев и Соколов много способствовали музыкальному образованию. Соколов организовал в школе четырехголосный хор, в репертуаре которого были народные песни. Дети с успехом выступали с концертами в других интернатах и в клубах. Под его руководством дети обучались игре на скрипке, гобое, флейте, кларнете. Это был своеобразный музыкальный класс при школе. Годом позже в школе появился и струнный оркестр, которым руководил Глебов. В его состав входило 14 самых талантливых учеников. Оркестр выезжал на гастроли. С 1949-го года школа принимает музыкальный уклон. Дети получают музыкальное образование. К сожалению, вскоре увлечение музыкой становится менее значимым, хотя многие выпускники школы продолжают обучаться музыке на профессиональной основе, но уже в Курском музучилище.

Настоящий переворот в музыкальном развитии школьников произвело появление в школе в 1965-м году Красильникова Владимира Николаевича, незрячего учителя по классу баяна. С этого момента начинается новая эра в музыкальном воспитании детей. Владимир Николаевич работает в школе до своей смерти, отобравшей его у нас в 2007-м году. Сложно сосчитать всех, кому Красильников указал путь в жизнь – мир музыки. Этот человек, казалось, мог всё. Он играл на пианино, трубе, гармони, баяне, аккордеоне, руководил духовым оркестром. Он писал музыку, стихи, здорово играл в шахматы. Легче сказать, чего он не умел. До сих пор его ученики радуют своим искусством окружающих.

Директор школы, Будников Н.А., находится в постоянном поиске современных путей и форм гармоничного развития учащихся. Многое делается и в музыкальном направлении. Вначале девяностых он принимает на работу чету Шагаевских. Шагаевский Сергей Николаевич, профессиональный музыкант, создаёт вокально-инструментальный ансамбль «Ветер перемен». Об этом давно мечтали многие ученики. Приобретаются музыкальные инструменты и аппаратура. Начинается целенаправленная творческая работа. Отбираются местные таланты, которые прославляют нашу школу. Довольно быстро «Ветер перемен» становится востребованным в городе. ВИА приглашается на всевозможные городские праздники, выступает на концертных площадках. Шагаевский выезжает с участниками ансамбля далеко за пределы области. ВИА побывал на чёрном море, причём играли целую смену, даря своё искусство отдыхающим на дискотеках. Дети посетили город Санкт-Петербург, побывали в Эрмитаже, выезжали в Волгоград, осмотрели Мамаев Курган. Москва, Курск, Ярославль и многие другие города страны познакомились с нашим школьным ансамблем.

Другим талантливым музыкантом, художником, эстетом с большой буквы является Кузнецова Галина Михайловна, пришедшая в школу в далёком 1986-м году совсем юной девушкой. За двадцать два года ею сделано очень многое. Ни один школьный праздник не обходится без её весомого участия. Незрячие дети учатся игре на гитаре, пианино, а её уголок обитания давно уже превратился в кабинет искусств. Здесь дети лепят из пластилина, рисуют необыкновенные по содержанию картины, превращают холодный гипс в творения, проникнутые детским теплом и добротой. За небольшой срок Кузнецова Галина Михайловна создала целую мастерскую, где юные таланты приобщаются к миру прекрасного. Эта красота не остаётся незамеченной. Некоторые церковные служители просят подарить макеты храмов и облики святых в гипсе, сделанные руками незрячих и слабовидящих детей. Уроки Галины Михайловны – это маленькие шедевры. На них царит атмосфера прекрасного. Дети забывают о своём недуге, чувствуя себя абсолютно нормальными людьми.

Жизнь в школе-интернате кипит. Дети получают образование, поют, рисуют, творят, играют на музыкальных инструментах, вяжут, но и это еще не всё. Мы назвали нашу школу «Долгожительницей» из-за её почтенного возраста, но она во главе с талантливым руководителем, блестящим стратегом школы, стремится идти в ногу со временем, быть по-настоящему современной. Н.А. Будников умело учитывает разнообразие интересов молодёжи. 

 

В 2003-м году начинается «Эпоха большого спорта». В школе организуется секция дзюдо. Её руководителем становится Пиньгин Андрей Петрович. Занятия проводятся на серьёзном уровне. Секция приобретает популярность не только среди мальчиков, но и среди девочек. Уже в 2004-м году наши дети принимают участие в кубке и чемпионате России среди незрячих и, между прочим, не без успеха. Гнусарёв, Галкин, Жидких и многие другие привозят медали разного достоинства, прославляя нашу школу. Трое отбираются на мировое первенство, попав в сборную страны, а в 2005-м году в Колорадо-Спринкс, США, Галкин Александр и Романова Айгуль становятся чемпионами мира. Спустя три года в США вновь выезжает целая группа наших спортсменов, откуда привозят блестящие кругляши. Гнусарёв Денис принимает участие и в Европейском первенстве в Венгрии. Результаты наших дзюдоистов налицо.

Примерно в это же время в школе открывается ещё одна спортивная секция, по голболу. Голбол – специальная игра с мячом для незрячих. У руля секции стоит молодой и амбициозный педагог, Лещёв Виталий Витальевич. Наша команда голболисток выезжает на всероссийские соревнования, где в 2008-м году завоёвывает кубок. Ведущей спортсменкой является Напалкова Мария. Она в 2008-м году во время соревнований была замечена тренером сборной России и приглашена в национальную команду для участия в Европейских и мировых первенствах. Спорт даёт нашим ученикам физическую подготовку, помогает формировать ответственное отношение ко всему, чем бы они не занимались. С открытием спортплощадки перспектива достижения ещё больших спортивных результатов наших детей резко возрастает. Здоровый образ жизни стал насущной необходимостью, а это ещё один шаг к тому, чтобы ребёнок чувствовал себя совершенно нормальным человеком, гармонично развитой личностью.

Теперь несколько слов о питании. Разные эпохи в истории нашей страны пережила «Добрая долгожительница». Это и голодные 20-е, 30-е годы, и тяжёлые послевоенные. В 70-е годы двадцатого века питание было трёхразовым, довольно скудным. На учащегося в день приходилось по 81 копейке. Завтрак состоял из бутерброда с маслом, порции каши и стакана чая. Обед был из трёх блюд: щи или суп, макароны, как правило, с мясной подливой или сахаром, на третье давали компот. На ужин давали кашу или кух, кусок сладкого пирога с чаем. В 1980 году на питание одного человека выделялось 89 копеек, в 1981 году, когда директором стала Чуксина Галина Петровна, эта сумма увеличилась до 1 рубля 27 копеек. Питание стало четырехразовым, появился полдник, который предоставлялся на большой перемене в виде стакана молока и куска хлеба. В то время, когда директором школы стал Николай Алексеевич, в стране не всё было в порядке с продуктами и, чтобы накормить детей, нередко приходилось исколесить весь город в поисках нужных продуктов, например, мешка с сахаром. Вскоре директору удалось и в питании навести порядок, более того на столах появились фрукты, соки и, как вспоминают ученики, «на выбор давалась икра чёрная или красная». С середины 90-х годов питание было просто отличным, обед уже состоял из четырёх блюд. Детям предлагались витаминные салаты из свежих овощей. С 2003 года питание в школе пятиразовое, между обедом и ужином даются различные фрукты или йогурты. Благодаря стараниям администрации, лично Н.А. Будникова и Р.И. Внуковой, дети питаются очень вкусно и калорийно, по-домашнему.

У истории нашей школы не может быть конца, хотя она и «Долгожительница». Невозможно определить конечную точку её будущего возраста. Она стояла, стоит и будет стоять, несмотря на экономические и политические потрясения. Её фундамент очень прочен, ведь он заложен прекрасными мудрыми педагогами и просто замечательными людьми, открывающими глаза незрячим детям, вручая им лучик света, который освещает дорогу всей жизни.

Кем бы ни стали её выпускники, они никогда не забудут родную школу, где учились и тех людей, которые учили их.

А жизнь продолжается…

Из книги Неустроева В.В. "Добрая долгожительница"

 

Вместо заключения: http://vk.com/note131091980_10748221

 

Адрес Школы: Г. Саратов, Селекционный проезд, Д. 3