Меню

Федеральная площадка ФИРО

Направление экспериментальной деятельности:

Федеральная экспериментальная площадка (2014-2016 гг.) на базе школы-интерната №3 г. Саратова:

Тема: Создание модели оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе Ресурсных центров и отработка механизма межведомственного взаимодействия на уровне региона

Цель: теоретическое обоснование, разработка и апробация эффективности модели оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ на базе Ресурсных центров.

 

 

Презентация

Аналитический отчет

 

 

 

Проект предпрофессионального обучения детей-инвалидов на базе школы-интерната №3 г. Саратова в рамках федеральной экспериментальной площадки ФИРО г. Москва

 

 

Цель: разработка и апробация модели предпрофессионального обучения детей-инвалидов на базе школы-интерната.

Задачи:

- методическое обеспечение модели предпрофессионального обучения детей-инвалидов на базе школы-интерната;

- создание материально-технической базы для развития предпрофессионального образования;

- отработка механизмов взаимодействия с профессиональными колледжами;

- обучение практическим умениям и навыкам в области будущей специальности.

 

Дополнительное образование является одним из приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации и обеспечивает адаптацию детей-инвалидов к жизни в обществе, учитывая индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

Дополнительное образование детей-инвалидов является комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка и его предпрофессиональную подготовку. Для того, чтобы реализовать потенциал ребёнка-инвалида, необходимо разработать и апробировать модель предпрофессиональной подготовки, включающую в себя: предпрофессиональные курсы, кружки, дистанционные курсы дополнительного образования. Для этого в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г.Саратова» (школа-интернат) вводится первая ступень предпрофессиональной подготовки, и создаются соответствующие кружки. Заключаются договора о сотрудничестве между школой-интернатом и колледжами. Это - Саратовский архитектурно-строительный колледж, специальность столяр – строитель; Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания, специальность оператор швейного оборудования. По окончании первой ступени предпрофессиональной подготовки на базе школы-интерната учащиеся получают рекомендательные письма для продолжения обучения в профильных колледжах.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ разрабатывается и утверждается ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г.Саратова» (ст.75 273 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации).

Проект направлен на организацию предпрофессионального образования на базе школы-интерната. Количество детей участвующий в реализации проекта составит 75 человек.

Среди детей с ОВЗ большую часть составляют дети с нарушением функций зрения. Так, по данным Главного детского офтальмолога Саратовской области, показатель инвалидности по зрению в области составил в 2013 году 9,2 на 10 000 детского населения области. Первичный выход на инвалидность по зрению увеличился до 1,2 на 10000 детей. В структуре офтальмологической патологии у детей-инвалидов по зрению на первом месте стоит близорукость врожденного и приобретенного характера - 29%, на втором месте заболевания сетчатки и зрительного нерва – 27%, врожденное недоразвитие зрительного анализатора занимает третье место - 16%. Врожденная патология глаз преобладает над приобретенными заболеваниями – 80% и 20% соответственно.

По данным регионального отделения Всероссийского общества слепых в Саратовской области проживает свыше 15 тыс. инвалидов по зрению. Численность выпускников детей-инвалидов с нарушением функций зрения составляет 15-16 человек в учебный год.

Однако социальный статус лиц с нарушением зрения невысок. Их конкурентоспособность на рынке труда ограничена. В условиях, когда закрываются цеха учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых (УПП ВОС), пенсии по инвалидности являются прожиточным минимумом, проблема состоит в поисках оптимальной модели социальной помощи и поддержке детей с нарушением зрения на основе интеграции всех возможностей социума и реализации резервов организма и личности. Поэтому реализация модели предпрофессионального образования на базе школы-интерната способствует выработке практических умений и навыков в области будущей специальности.

Данная модель позволяет учитывать и развивать специальные интересы и способности учащихся с нарушениями зрения, изучать дополнительные специальные предметы, которые готовят их к самостоятельному выполнению трудовых операций. Приобретение конкретных профессиональных навыков, позволят ребёнку с ограниченными возможностями здоровья полноценно жить со своим недугом, быть нужным семье, обществу и получить профессию, быть равным среди равных.

Деятельность по проекту начинается с установочного семинара. На установочный семинар приглашаются участники проекта: представители министерства образования, министерства социального развития, директора колледжей, участвующих в проекте. На установочном семинаре проводится презентация проекта, и подписываются договоры о партнерстве.

Разрабатываются методические пособия и программы по трём специальностям: столяр, вязальщица и швея. Методические пособия: «Трудовое обучение особого ребёнка», «Особенности профориентационной работы с детьми с нарушением зрения», «Юридический аспект профориентационной работы» разрабатываются специалистами Центра. В пособиях описываются специальные методы и приёмы работы с детьми с нарушением зрения. Программы: «Швейное дело», «Столярное дело», «Ручное вязание» разрабатываются и утверждаются специалистами школы-интерната и колледжей. В программах определяется содержание курса и предъявляемые требования к умениям и навыкам. В соответствии с программами формируется материально-техническая база и оборудование.

На первом этапе реализации проекта проводится тестирование учащихся их профессиональных интересов, способностей и склонностей. По результатам психодиагностики формируются группы по профессиональным интересам. Учащиеся 5-8 классов 2 раза в неделю посещают кружки по профессиональным направлениям: столярные работы, вязание и швейное дело. Длительность занятия 45 минут (включая физминутки). В конце года проводится повторное тестирование, которое определяет эффективность работы учащихся. Эффективность обучения подтверждается практическими выпускными работами.

В 9-12 классах проводится предпрофессиональная подготовка учащихся. Группы формируются по умениям и навыкам учащихся. Занятия проводятся по следующим специальностям: столяр, вязальщица и швея. Занятия проводятся как преподавателями школы-интерната, так и дистанционно преподавателями колледжей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 60 минут (включая физминутки). Учащимся, успешно прошедших курс предпрофессионального обучения, будут даны рекомендательные письма для дальнейшего обучения в колледжах по указанным направлениям.

По окончанию проекта проводится заключительная диагностика приобретённых практических навыков и умений. Эффективность работы по проекту показывает первичная и заключительная диагностика.

По завершению проекта проводится круглый стол, приглашённые на котором знакомятся с моделью предпрофессионального обучения.

Конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе:

- разработана модель социальной реабилитации и предпрофессионального обучения детей – инвалидов по зрению;

- 75 учащимися инвалидами по зрению приобретены предпрофессиональные практические навыки;

- создана материально-техническая база для развития трёх направлений: столяр, вязальщица, швея;

- отработан механизм взаимодействия между школой-интернатом и профессиональными колледжами;

- разработаны и апробированы три программы: «Швейное дело», «Столярное дело», «Ручное вязание»;

- разработаны и апробированы три методических пособия: «Трудовое обучение особого ребёнка», «Особенности профориентационной работы с детьми с нарушением зрения», «Юридический аспект профориентационной работы»;

- прошли курсы переподготовки 5 преподавателей.

 

 

Адрес Школы: Г. Саратов, Селекционный проезд, Д. 3